Среди российских школьников ежегодно проводятся олимпиады, конференции, хакатоны и другие мероприятия, где можно показать свои знания и умения. Часто после них у участников остаются не только почетные грамоты, но и собственные проекты практической направленности. Например, в этом году столичные школьники придумали устройства, которые заменяют человека в опасных условиях труда, помогают инвалидам, улучшают экологию и решают множество других проблем. Почему же до реального воплощения доходят единицы — разбирались «Известия».

Хождение по наукам: как заработать молодому ученому

Почему инноватору больше не надо думать, кому продать свое изобретение

Знания в дело

В долгосрочной перспективе развитие экономики напрямую зависит от уровня знаний нынешних школьников. «Более 25% российских школьников заканчивают 9-й класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается. Для страны это означает потерю минимум 15% ВВП и несет риски подрыва социальной устойчивости», — предупреждает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Чтобы исправить ситуацию, принимаются программы развития юных талантов, проводятся конкурсы, форумы и конференции, в школах открываются профильные классы. Самое полезное в этом, по мнению самих школьников, — возможность не только прослушать теорию, но и применить знания на практике, заниматься проектной деятельностью.

Лучших изобретателей страны наградили в Москве

Вручена премия за самые передовые рационализаторские проекты

Работа в связке

Рождаться проекты могут совершенно по-разному. Самый простой способ — создавать что-то в рамках работы проектных школ, образовательных центров и технопарков, сотрудничающих с крупными компаниями. Там ученики объединяются в команды, получают куратора, ресурсную базу и конкретную задачу. Проект создается под конкретное предприятие, бизнес, а значит, получает больше шансов на реализацию. Например, недавно в детском технопарке «Кванториум» группа учеников разработала модульную остановку общественного транспорта со встроенными мини-клумбами. «Растения приятны глазу и влияют на экологию вокруг остановки. Зимой крышка фитомодуля опускается, на ней будут различные слоганы, это может быть реклама, информация», — рассказывает о проекте один из его авторов — Ярослав Степухин.

наука

Ученики детского технопарка «Кванториум» на презентации модульной остановки общественного транспорта со встроенными мини-клумбами

Фото: cherinfo.ru

Будущее у проекта появилось благодаря сотрудничеству технопарка и ПАО «Северсталь». Уже летом этого года на территории промышленной зоны компании появится первая такая остановка.

Российские школьники примут участие в мировом конкурсе изобретений

17 юных инженеров представляют 15 городов России

По мнению Никиты Бурова, директора АО «Ленинградские лазерные системы», именно сотрудничество научно-образовательных центров и заказчиков — наиболее реальный способ запустить школьный проект. «Самостоятельно выйти на российский коммерческий рынок сложно. На мой взгляд, там очень много импортной продукции. Взять мобильные телефоны, технику для того же домашнего интернета. Проще всего сначала получить реальный заказ, а потом производить какое-то количество продукции, — считает Буров. — Поэтому чаще всего проекты учащихся делаются по заказу государства».

Сначала мысль

И все-таки часто работа начинается именно с создания продукта, а не поиска потенциального инвестора и покупателя. Так началась и проектная деятельность ученика 8-го класса одной из столичных школ Тимофея Гладника. На IV открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» он представил свою интеллектуальную систему сбора и сортировки мусора Master Bin. Устройство самостоятельно сортирует отходы на стекло, пластик и металл. Чтобы за процессом можно было наблюдать, изобретатель сделал контейнер прозрачным.

Пропадающие таланты

От переносного атомного генератора до сейфа для сала — чем заняты умы изобретателей со всей страны

К идее экопроекта Тимофей пришел не сразу. Началось всё с увлечения нумизматикой и робототехникой. «Он много ездил по выставкам и задался вопросом, как бы придумать что-то такое, чтобы распознавать подлинность монеты, не обладая при этом совсем глубокими знаниями», — вспоминают кураторы проекта и педагоги Ксения Гладникова и Роман Свирин.

Однажды, во время поездки за границу, Тимофей обратил внимание на фондаматы, которые стоят во многих магазинах Германии. «Ему стало интересно, как это работает, потом у нас в школе проводили акции по сбору макулатуры, крышек, он прочитал много всего о том, сколько полезного можно сделать из переработанного пластика, и появился проект, где соединились робототехника, физика и экология», — рассказывает Гладникова.

Фото: Школа № 1532Тимофей Гладник презентует интеллектуальную систему сбора и сортировки мусора Master Bin

Экземпляр Master Bin, с которым ученик отправился на выставку, уже доказал свою работоспособность в его школе. Чтобы контейнер не стоял, а действительно использовался, школьник вместе с учителями продумал и способы поощрения инициативных ребят. «Тиме пришла идея ввести систему экобонусов. Корзина запускается либо нажатием кнопки, либо прикладываем браслета или карты «проход-питание». На плате сразу фиксируются фамилия и класс ученика, и в конце года накапливаются баллы. Ученик получает результат в двух зачетах — индивидуальном и командном. Может стать экосенсеем, экоджедаем и получить призы», — объясняют кураторы.

Сейчас в планах у Тимофея заняться усовершенствованием изобретения — добавить отсек и настроить его на сортировку пластиковых стаканчиков и упаковки Tetra Pak. А дальше, как он надеется, такие устройства смогут появиться во всех школах, вузах и офисах.

Вперед в прошлое: изобретения проталкиваются через бюрократию

В Роспатенте говорят о цифровизации, но только собираются внедрять конференц-связь

Как объясняют кураторы, данные об устройстве они готовы предоставить другим школам, а те уже сами соберут «умный контейнер» на базе своих лабораторий или полигонов.

Правда, пока такие центры с необходимым оборудованием есть далеко не во всех учебных заведениях, а значит, для массового внедрения все-таки будет необходимо их организованное производство.

Проводник в жизнь

Собрать прототипы и лабораторные образцы школьники действительно могут, но для массового производства этого недостаточно. «Единичное количество они делают хорошо, но впереди еще много работы. Продукцию нужно доработать, продвигать, распространять. То, что делается внутри школы и института, очень часто так и остается в его стенах, никто про этот не знает», — объясняет Никита Буров.

И производство, и запуск проекта требуют вложений. По мнению эксперта по социальному проектированию Артема Ступака, найти источники финансирования не так сложно. «Если речь о бизнес-проекте и идея жизнеспособна, есть спрос и потенциальные клиенты на готовый продукт, то абсолютно реально можно получить инвестиции, участвуя в конкурсах, бизнес-акселераторах, выступая с короткой презентацией своего проекта перед потенциальными инвесторами. Если же проект социально направленный, то реально получить грант от, например, Росмолодежи», — считает Ступак.

наука

Фото: Depositphotos

Новосибирский школьник изобрел перчатку для людей с болезнью Паркинсона

Правда, часто школьники о всех этих возможностях и о том, как ими пользоваться, не знают. К такому выводу пришли и организаторы конкурса «Моя страна — моя Россия». «Как правило, ни наставники, ни сами конкурсанты не обладают знаниями, как подать и реализовывать проект даже на базовом уровне, — делится с «Известиями» автор концепции конкурса Лариса Пастухова. — Поэтому мы ежегодно проводим мониторинг проектов, которые удалось воплотить в жизнь, отслеживаем потребности авторов и наставников в поддержке, в совершенствовании технологии и работаем над созданием обучающего курса для школьников и студентов. А пока вместе с Роспатентом мы уже несколько лет занимаемся просвещением молодежи в вопросах правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности».

Не стоят в стороне и российские вузы. С 2014 года на базе НИУ ВШЭ проходит ежегодный конкурс «Инновации в образовании». Принять участие в нем могут учащиеся, педагоги, предприниматели — все, у кого есть интересные стартапы на начальной стадии. Тем, кто прошел отбор, помогают развить проект и грамотно представить его потенциальным инвесторам или партнерам. Победитель конкурса может презентовать свою разработку в любой точке мира, получив travel grant.

Школьница из Татарстана изобрела устройство против засыпания водителей

Педагог «Академии цифровых технологий» Тимофей Черкасов полагает, что сегодня ученикам выгоднее всего обращать внимание на IT-сферу. «На заводах, которые могли не модернизироваться с 1990-х годов, детям что-то создавать совсем не хочется. Куда интереснее, конечно, частные компании на современной базе, которые готовы выращивать своих сотрудников. Таких много в IT-сфере. Они стараются и стажировки для студентов делать, и талантливых школьников на соревнованиях искать, поддерживать. Это связано с диким голодом на айтишном рынке труда, где нет свободных специалистов», — объясняет специалист.

Но даже найдя того, кто заинтересуется его проектом, школьнику нельзя расслабляться и забывать о правовой стороне вопроса.
«Можно быть практически уверенным, что ученики не патентуют свои изобретения почти никогда. И даже если бы патентовали, патенты легко обойти. Патенты — это инструмент для компаний размером с Google, IBM и Motorola, которые постоянно оспаривают приоритеты друг друга и покупают права большими пакетами», — уверяет Леонид Делицын, эксперт инвестиционного холдинга «Финам». Поэтому, как напоминают специалисты, официальное оформление документов — в первую очередь в интересах самих школьниках.

Источник: iz.ru

Похожие статьи

Добавить комментарий