Биография Киры Муратовой

О Кире Муратовой можно сказать так: широко известна в узких кругах. Ее творчество не принадлежит ни СССР, ни Украине, где она прожила большую часть своей жизни. Это — достояние мирового киноискусства, сопоставимое с шедеврами Антониони или Тарковского.

На фото: Кира Георгиевна Муратова
Свой путь, длиной в 83 года и 19 фильмов, Кира прошла, не прогибаясь под власть и моду. При жизни она стала классиком кино, а если вспоминать официальные заслуги, то Муратова являлась членом Академии кинематографических искусств и наук, той самой, что ежегодно награждает деятелей кино премией «Оскар».

Девочка с румынским гражданством

Кира Георгиевна Муратова (девичья фамилия — Короткова) родилась 5 ноября 1934 года в нынешнем районном центре Сороки республики Молдова. Тогда это место находилось на территории Румынского королевства. Отец Киры работал инженером, а мать Наталья Исааковна — врачом-гинекологом. Оба были членами румынской компартии, жили в Бухаресте, а потом в Кишиневе.

Кира Муратова в молодости
С началом войны Кира с мамой эвакуировались в Ташкент, а отец остался организовывать работу подполья, но уже в 1941 году был расстрелян. До конца 80-х Муратова сохраняла румынское гражданство, хотя это доставило ей проблемы при поступлении, которые удалось урегулировать маме, авторитетному члену партии и заслуженному врачу.

«Короткие встречи» — не все было гладко

Муратова не сразу нашла себя. В 1952-м она поступила в МГУ и год училась на филологическом, но потом подала документы на режиссерский факультет ВГИК. В 1959 году она попала на Одесскую киностудию по распределению. В южный украинский город она приехала вместе с мужем, режиссером Александром Муратовым, известным зрителю по фильму «Гонки по вертикали» (1982), где сыграли Андрей Мягков и Валентин Гафт.

Кира Муратова не сразу нашла себя
Вместе Муратовы сняли три картины, но началом личной фильмографии Кира всегда считала драму «Короткие встречи», премьера которой состоялась в 1967 году. История любовного треугольника, состоявшего из персонажей Нины Руслановой, Владимира Высоцкого и самой Киры понравилась зрителям, но не критике.

Кира Муратова и Владимир Высоцкий в фильме «Короткие встречи»
В сюжете, действие которого перемежалось «лирическими отступлениями» от лица главной героини о работе в администрации города и сопровождалось музыкой Олега Каравайчука, не было никакой идеологической подоплеки или рассказа о руководящей роли партии или самоотверженном труде рабочих и колхозников. Скорее, наоборот: Муратова выбрала для повествования о буднях работницы райкома совсем не подходящий по тем меркам тон – правдивый и не склонный к обобщениям.
Отрывок из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи»
Примечательно, что Высоцкий попал на съемки случайно, при этом в итоге он самым органичным образом «вписался» в образ геолога-скалолаза. Изначально Максима должен был сыграть Станислав Любшин, но тот предпочел роль разведчика в сериале Владимира Басова «Щит и меч». Свою же героиню, Валентину Ивановну, Муратова сыграла сама: причем от безысходности, а не из желания прославиться. Выбранная ею актриса не оправдала надежд, поэтому срочно потребовалась замена.

Муратова позднее говорила, что играть ей было просто: роль она знала назубок, так как сама писала сценарий. Текст проговаривала своим обычным голосом, без какого-либо «обыгрывания»: в результате тон ее героини добавил фильму простоты и реалистичности, а у зрителей складывалось впечатление, что между ними и героями фильма нет разделяющего их экрана и художественной условности.

Единственной заминкой для Киры стала сцена, где ей нужно было расплакаться. Слезы потекли только тогда, когда бывший муж специально напомнил ей неприятные моменты совместной жизни.

Фото Киры Муратовой в молодости

«Эта странная Муратова»

«Долгие проводы» (1970) стали первым «фирменным» фильмом Муратовой, снятым в ее неповторимом авторском стиле. Актерский состав включал в себя и профессиональных актеров, и любителей. Зинаиду Шарко режиссер пригласила на главную роль, не скрывая от той своего видения будущей героини. Муратова с присущей ей прямотой сказала Шарко, что ей нужна нелепая актриса на роль нелепой женщины. Цензура усмотрела в сюжете «противопоставление интеллигенции народу»: фильм 16 лет пролежал на полке, а для Киры тогда начались тяжелые времена.

Кира Муратова на съемках фильма «Долгие проводы»
Директору Одесской киностудии Геннадию Збандуте пришел приказ из Киева уволить Муратову с формулировкой «несоответствие занимаемой должности». Руководитель, по словам Георгия Юнгвальд-Хилькевича был «даром божьим» для режиссеров и актеров. Даже в угоду партийным бонзам Збандута не мог выгнать талантливого режиссера, поэтому тихо перевел ее на должность библиотекаря.

Фильмы Муратовой – это чистый арт-хаус
На копеечную зарплату выжить было невозможно, тогда директор предложил Кире вдобавок преподавать в «Школе киноактера». Режиссеру и актеру Николаю Седневу повезло обучаться у Киры азам мастерства, а потом еще и поработать с ней. Однако зрителю Седнев больше знаком по сериалу «Одесса-мама», где также сыграли Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева и Петр Федоров. Почему больше? Да потому что фильмы Муратовой не предназначены для широкой аудитории. Киноведы и критики называют фирменный стиль Муратовой нуаром, арт-хаусом, а кто-то просто заносит его в раздел с громким названием «кино не для всех».

Переезд в Ленинград

Потеряв надежду реализоваться в Одессе как режиссер, Кира Георгиевна переехала в Ленинград. Там она 8 лет искала финансирование для картины «Познавая белый свет», вышедшей на экраны в 1979 году. Любовный треугольник сложился из любимчиков Нины Руслановой, Сергея Попова и еще дебютанта ее съемочной площадки Алексея Жаркова.

Кира Муратова на съёмках фильма «Познавая белый свет»
Банальная история, изложенная самобытным киноязыком, обрела больше чувственности. В дальнейшие 10 лет Кирой было снято всего две ленты. Одна из них была вольной трактовкой повести Владимира Короленко и называлась «Среди серых камней». Даже участие Станислава Говорухина и невинный сценарий не спасли Муратову от нападок цензоров.

Возвращение в Одессу и международный успех

В 1989 году вышел легендарный «Астенический синдром» – образец пессимизма, не случайно появившийся уже на излете Советской власти. Ольга Антонова сыграла женщину, находящуюся в тяжелой депрессии после смерти мужа. Сейчас эта драма считается главной жемчужиной в фильмографии Киры Георгиевны.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»
Муратова вспоминала, что ей было так прекрасно работать, что материала набралось на целых две серии, но совсем некстати закончились деньги. Тогда зампред Госкино Армен Медведев помог с финансированием. В 1990 году фильм отметили на Берлинском кинофестивале специальным призом жюри «Серебряный Медведь». Муратова не искала международного признания, она просто снимала кино о том, что было ей близко, и показывала знакомую ей реальность, включая в диалоги ненормативную лексику, впервые прозвучавшую в советском кино без ложного ханжества.

Такое разное кино

После депрессивного «Астенического синдрома» в 1992 году на свет появился легкий и милый «Чувствительный милиционер». Герой нашел в капусте младенца и почти все два часа экранного времени устраивал его судьбу. Фильм получил премию второго фестиваля «Кинотавр» в Сочи, организованного Марком Рубинштейном и Олегом Янковским, а исполнитель главной роли Николай Шатохин – «путевку в жизнь». Сейчас он уже востребованный актер, поработавший за свою карьеру с Элизабет Херли и Жераром Депардье, Данилой Козловским и Светланой Ходченковой.
Интервью с Кирой Муратовой

Встреча с Ренатой Литвиновой

В 1994 году Муратова открыла для себя еще одну актрису, ставшую ее любимицей и музой – Ренату Литвинову. Кира Георгиевна в одном из интервью назвала ее «красавицей и чудачкой». Это тот типаж, который всегда привлекал режиссера, ей всегда были интересны только «странные люди». Муратова даже со смехом говорила, что если бы не любовь к кино, то она наверняка стала бы психиатром.

Кира Муратова и Рената Литвинова
Так в ее творчестве начался период, который можно по праву назвать «литвиновским». Рената делилась с режиссером своими задумками, а при работе над фильмом «Три истории» написала сценарий к новелле «Офелия». Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин, Олег Табаков тогда с удовольствием дебютировали именно в «муратовском» кино.

Последние киноработы

Затем последовал «Настройщик» с Георгием Делиевым, собравший сразу 3 «Ники» и номинированный на премию Венецианского кинофестиваля. Высоко были оценены «Два в одном» с Александром Башировым и Богданом Ступкой, «Мелодия для шарманки» и «Вечное возвращение». Во всех этих картинах снялись Рената Литвинова, а также одесские актеры Георгий Делиев и Наталья Бузько, из популярных в 90-х годах «Масок-шоу».

На съёмках фильма Киры Муратовой «Настройщик»
В прессе же долго муссировалась тема ссоры между неординарными творческими натурами – Литвиновой и Муратовой, но все это лишь неподтвержденные слухи. Рената и Кира Георгиевна прекрасно находили общий язык на съемочной площадке, но как закончилась их совместная работа, так и сама жизнь словно развела в разные стороны этих талантливых женщин.
Кира Муратова на премьере фильма «Вечное возвращение»
После премьеры «Вечного возвращения» в 2012 году Кира Георгиевна объявила, что уходит на покой, так как ей больше нечего сказать миру. Но дело здесь не только в возрасте или творческом кризисе. Авторскому кино всегда было очень трудно найти источники финансирования. Если бы не помощь известного одесского бизнесмена, то возможно и последний фильм Муратовый так остался лежать на полке.

На склоне лет

Последние годы Муратова почти отошла от публичности, которую и раньше не очень жаловала, называя это светской, отвратительной для себя жизнью. Больше всего она любила снимать кино, а на склоне лет стала, по собственным словам, «потребителем искусства» – с удовольствием перечитывала Льва Толстого и слушала Бетховена. Она так много за свою жизнь говорила на разных съемочных площадках, что в итоге свела общение с внешним миром к минимуму.

Кира Муратова с мужем Евгением Голубенко
В большом интервью, данном интернет-изданию «ГОРДОН» в 2016 году, Кира Георгиевна рассказала, что стала отшельницей. Ее второй муж, художник Евгений Голубенко, был младше ее на 18 лет. Он всегда сопровождал жену в киноэкспедициях, работал в ее картинах художником-постановщиком, участвовал в написании сценариев. Дочь от первого брака Марианна трагически погибла, оставив двух сыновей.

Смерть Киры Муратовой

Кира Муратова скончалась 6 июня 2018 года после продолжительной болезни. Похороны прошли очень скромно, на них присутствовали только самые близкие друзья и родные. Таково было исполнение воли самой Киры Георгиевной, гениальной и скромной женщины.
Кира Муратова. Воспоминания о гениальном режиссёре

Источник: uznayvse.ru

Похожие статьи

Добавить комментарий